Хочу помочь
+7 (351) 261-03-11
+7 (351) 260-74-10
454048, г. Челябинск, ул. Худякова, 20

Почувствовать себя особенным. Как вырастить успешного и ответственного ребенка?

Методику промежуточной похвалы и систему поощрений ребенка эксперты называют одной из наиболее эффективных воспитательных практик. Она уже успешно используется в учебных заведениях Златоуста и Аргаяша и позволяет каждому учащемуся раскрыть талант. Сегодня данная практика активно поддерживается благотворительными программами.

Вернуть интерес

Учебный год в этом году стартовал под знаком воспитания. Перед образовательными организациями стоит задача вырастить социально ответственную личность. Безусловно, процесс это нелегкий, и в нашем изменившемся цифровом мире необходимы новые эффективные инструменты воспитания. Лучшие педагогические практики активно обсуждались на традиционном августовском совещании педагогов.

«Четкого и официального понятия социально ответственной личности сегодня нет. Мне кажется, лучше всего это определение раскрывает цитата русского философа Николая Федорова: «Жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех», — комментирует председатель Челябинского областного отделения Российского детского фонда, председатель социальной комиссии Общественной палаты области Вячеслав Скворцов. — Воспитать такого человека, на мой взгляд, можно только через методику промежуточной похвалы. Каждый успех учащегося достоин поощрения. Если это отсутствует, то ребенок перестает развиваться, у него начинает теряться интерес к делу, потому что его не оценили».

В качестве примера Вячеслав Скворцов приводит опыт Златоустовского техникума технологий и экономики. Еще в 2016 году этот ссуз получил лицензию на основное общее образование. Явление для региона абсолютно новое. В техникум начали зачисляться ребята, забросившие учебу в 8-м или 9-м классе. Это трудные подростки с девиантным поведением, многие из которых состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Объединяет их одно — потеря интереса к учебе, к жизни, обществу, протест на любое давление. Однако руководство техникума сумело создать особые организационно-педагогические условия для этих ребят, направленные на раскрытие потенциала детей, возвращение их в социум.

«Решение заключалось в приобщении этих детей к кадетскому движению в техникуме. Каждый поступающий в техникум в 8-й или 9-й класс не должен, а обязан надеть военную форму курсанта, соответствовать ей, принять присягу, изучать помимо общеобразовательных предметов военное дело, — рассказывает директор Златоустовского техникума технологий и экономики Марина Пономарева. — То есть подросток попадает в центр внимания с наложением на него чувства ответственности. Если этого ребенка не замечали в школе и не уделяли ему внимания, то здесь, находясь под плотной опекой со стороны педагогов и руководства техникума, его видят все. Внутреннее ощущение особого статуса курсанта дает дополнительную мотивацию на учебу, развитие и социализацию в обществе».

Результаты такая методика принесла невероятные. Абсолютно каждый из курсантов смог подтянуть учебу и дисциплину. Имена многих из этих учащихся размещены на доске почета за успехи в учебе и дальнейшей службе.

«Почувствовать себя особенным хочет каждый ребенок. Технология отчитывания за проступки абсолютно тупиковая. Необходимо уходить от указательного тона, упреков и нравоучений, даже если это трудный ребенок, — подчеркивает Вячеслав Скворцов. — Куда эффективнее суметь вовлечь детей в дело, замечать каждый его успех, чтобы он не только почувствовал интерес к порученному делу, дальнейшему его развитию, но и персональную ответственность за свое поведение и принятые решения».

Воспитание человека дела

Фото: сайт Златоустовского техникума технологий и экономики

Дневники успеха

На особое вооружение, по словам Вячеслава Скворцова, сегодня взята еще одна успешная практика, которую реализуют в Аргаяшском аграрном техникуме. Это проект «Воспитание человека дела». Она направлена на то, чтобы любой ученик был всесторонне развитым и осваивал разные компетенции к определенному курсу обучения.

«Каждый из учащихся техникума ведет индивидуальный проект «Мои достижения». В специальный дневник студенты записывают свои цели на ближайший год, вносят результаты экзаменов и тестов, указывают перечень выполненных творческих работ и проектов, перечисляют полученные дипломы и грамоты, свои характеристики и список прочитанных книг. Это формирует потребности в самовоспитании и самообразовании, мотивацию к получению знаний, способности к адекватной самооценке и к рефлексии. По сути, это чеховская система самовоспитания», — рассказывает Вячеслав Скворцов.

В рамках проекта «Воспитание человека дела» в техникуме разработана своя система поощрения за освоение той или иной профессии или навыка. К праздникам дети получают подарки не просто так, а за конкретные достижения, а они есть у каждого. Это стимулирует студентов к новым вершинам личностного роста, открытиям и еще раз доказывает, что путь к успеху ребенка лежит через методику промежуточной похвалы и систему поощрений.

Как отмечает Вячеслав Скворцов, проект «Воспитание человека дела» скоро будет запущен в Магнитогорске. Российский детский фонд популяризирует данную методику в учебных заведениях региона. Поощрять детей за их достижения сегодня готовы многие представители бизнеса и некоммерческие организации региона. Особенность Челябинской области в том, что благотворительная помощь в регионе выстраивается как системная, плановая, в соответствии с потребностями того или иного заведения, фонда или конкретного ребенка. В регионе существует более 30 различных благотворительных программ. Активно в эту работу включены Магнитогорский металлургический комбинат, «ММК-Метиз», РМК, Златоустовский машзавод, «Челябинвестбанк», банк «КУБ», завод «Трубодеталь», «АСКО-страхование», издательство «Урал Л.Т.Д.», «БОВИД», Челябинский гранитный карьер, МУП ПОВВ и многие-многие другие предприятия и организации.

Воспитание человека дела

Эта тема в СМИ:

ЮЖНОУРАЛЬСКАЯ ПАНОРАМА

Полит74.RU

ЧЕЛЯБИНСК СЕГОДНЯ

Губерния - Южный Урал

МК - Урал