Новые варианты взаимодействия общества и подростков, программы, занятия, игры - об этом в продлжении интервью представителям СМИ отвечает член комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Челябинской области Вячеслав Скворцов.
Говоря об актуальности темы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области Вячеслав Скворцов привел несколько примеров, которые показывают важность и полезность совместной работы над проблемой, рассказал о новых подходах в ее решении.
Помните, как, пародируя горе-педагогов, один из героев Аркадия Райкина задается вопросом "как избежать влияния улицы, когда кругом одни улицы"?
Что ж, прошло полвека, а вопрос остается открытым. Сегодня он усложнился множеством других пагубных факторов времени.
Неудивительно, что именно такое название, "Дети улиц", носит проводимая в регионе межведомственная областная профилактическая акция. Цель акции проста — предотвратить безнадзорность несовершеннолетних, по возможности снизить количество самовольных уходов детей из семей и государственных учреждений.
За период проведения акции в муниципальных образованиях области выявлено 90 несовершеннолетних, самовольно покинувших семью или государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Регулярно проходят семинары-совещания и обучающие тренинги по профилактике подростковой преступности. Намечено проведение акций "Образование — всем детям", "За здоровый образ жизни", а также "Подросток", ориентированных на ребят, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Ежегодно на территории Челябинской области проводится межведомственная профилактическая акция "Защита".
В ходе акции поставлено на учет 264 семьи, находящихся в социально опасном положении, из них 15 семей, допускающих жестокое обращение с детьми.
Более 7000 детей и их семьямоказанаматериальная, психологическая, медицинская и социально-педагогическая помощь.
Более подробно Вячеслав Скворцов остановился на социальной игре-навигаторе "Я — человек!".
Это уникальный проект, создателем которого выступил челябинец Андрей Шадрин, человек с очень непростой судьбой, бывший воспитанник детского дома, а ныне общественный деятель, руководитель фонда "Вклад в будущее".
Свой проект он стал разрабатывать еще шесть лет назад. В течение года игра проходила тестирование в разных организациях: детдомах, реабилитационных центрах, школах, общественных фондах. И, наконец, после масштабной обкатки проект был апробирован в Общественной палате РФ.
Игра – жизненный симулятор.В ней всё как в реальной жизни – школа, университет, друзья и недруги, плохие компании, ошибки, депрессивные настроения. Есть игровое поле, где участников подстерегают трудные жизненные ситуации. Есть наказания и бонусы. Есть главные герои. Жребий брошен — и они отправляются в путь, на котором им предстоит решить множество трудных задач. Не математических, а тех, которые сочинила сама жизнь.
Цель проекта:
— повышение правовой и социальной компетентности подростков и юношества, через профилактику правонарушений и активную форму обучения в виде настольной игры-навигатора.
Целевая аудитория:
— несовершеннолетние в возрасте 12 – 17 лет.
Краткое описание проекта:
— настольная игра-навигатор "Я – Человек", содержит атрибуты современной жизни. Игровое поле отражает полярность социального пространства современного общества — от его социально-ориентированных составляющих (учеба, работа, создание семьи, материальные блага), до асоциальных (конфликты со сверстниками и взрослыми; нарушение закона; внутриличностный конфликт, вступление в секту, организованные преступные группировки и т.д.).
Настольная игра-навигатор "Я – Человек"помогает подросткам осознать основные жизненные принципы, учит принимать ответственные решения и объективно оценивать социальную ситуацию, а также нести ответственность за поступки.
Игровое поле яркое, красочно, содержит множество объемных элементов. В комплект входят игровое поле с объемными элементами, рулетка, фишки-человечки; жетоны жизни, дружбы, здоровья, карьеры, а также карты "спутники", которые делают игру непредсказуемой и интересной.
Проходя игровое поле, подросток проигрывает определенный жизненный сценарий, берет на себя определенные социальные роли. В ходе проигрывания ролей, преобразуются действия в отношении действительности. Игра учит социально правильно, реагировать на различные жизненные ситуации, помогает в осознании выбора и расстановки жизненных приоритетов. Подросток, беря на себя "роли" и реализуя типичные для этих ролей действия, учится определенной социальной деятельности.
Таким образом, в процессе игровой обстановки, раскрывается внутренний мир личности подростка настолько, что процесс корректировки его социального поведения становится естественным и непринужденным.
Такая форма работы с подростками отвечает требованиям современного общества, позволяет уйти от формальных лекций и бесед правовой направленности, особенно в части пропаганды правовых знаний.
В ходе игры несовершеннолетние учатся принимать правильные решения, мыслить самостоятельно. Полученные в ходе игры советы, подростки могут применять и в реальной жизни. Игра "Я-Человек"учит подростков анализировать причинно-следственную связь между поступком и наступившими последствиями, стимулирует развитие навыков законопослушного поведения.
Воспроизведение жизненной ситуации в игре помогает быстрее найти правильный выход из неё, извлечь необходимый опыт навыков законопослушного поведения.
О том, что в таких проектах сегодня остро нуждается наше общество, красноречиво говорят отзывы в соцсетях:
Играла в монополию "Я – человек" с дочерью и её подругой. Девочкам 12 лет. Впечатления потрясающие, как у меня, так и у девочек! Это не просто игра, а очень тонкая психолого-педагогическая методика, позволяющая подросткам раскрыться, оголить имеющиеся личностные проблемы, разобраться в себе, а самое главное — в процессе игры у ребёнка есть реальная возможность убедиться в том, что за каждый свой поступок в жизни придётся отвечать, и , порой , расплата может быть весьма суровой.
– мама 12и летней девочки.
Наверное, это самая лучшая игра для подростков. Там можно почувствовать себя в разных непредсказуемых ситуациях, в которых возможно, будет что-то зависит от тебя.
После этой игры я поняла, что не надо бояться делать 1-ый шаг, что надо иметь свое мнение, и никогда не сдаваться что, бы с тобой не происходило. Эта игра как маленькая жизнь, в который ты тоже, сначала идёшь в школу, потом в учебное заведение чтобы выбрать профессию, ну а потом и на работу. За этот период ты сталкиваешься с некоторыми трудностями, с которыми возможно, столкнешься в будущем.
Все советы, которые ты получаешь за игру, они обязательно тебе пригодятся в жизни).
– подросток, принимавшая участие в одной из игр.
Ты практически погружаешься во взрослую жизнь, где тебе наглядно показывают, какие бывают последствия после глупых и необдуманных поступков.
Мы разбирали каждый момент, каждый школьный конфликт и каждую ситуацию, и, мне кажется, именно благодаря этому мы смогли по-настоящему, а не условно понять, как нужно вести себя в некоторых моментах. Кроме того, тебе отчетливо видно, где ты повёл себя не очень хорошо, какие были ошибки и благодаря этому ты становишься лучше, как человек. Это очень помогает понять себя и объективно оценить собственные поступки.
– Алина Жумшаева.
В игре "Я – человек", нет ни победителей, ни проигравших, как и в жизни. Потому что рано или поздно, к финишу придут все. Но этот сеанс показал, что порой мы сдаемся, не дойдя до конца, и "объявляем" себя проигравшими, опускаем руки.
Игра, "Я – человек" – это, как "портал" в будущее. Игрокам дается возможность увидеть, какими они могут стать через несколько лет, если ничего не поменяют в своем поведении. Смогут ли они сформироваться как личность, социализироваться, жить достойно? Смогут ли обеспечить своим детям счастливую жизнь, дать им образование? Игра "Я – человек" выявляет сущность и потенциал каждого участника, помогает увидеть их будущее. Это реальность.
Игра подходит не только для подростков, вступивших в конфликт с законом. Она может быть использована для подростков различных групп и возрастов, включая и воспитанников государственных учреждений и участников различных кружков, секций, объединений.
Наблюдая за процессом игры своих подопечных, педагог может получить много полезной дополнительной информации о личности подростков, участвующих в игре, об их взаимоотношениях с окружающими людьми.
Кроме того, игра может быть использована в системе наставничества в детской организации, через обучение в качестве модераторов старшеклассников и проведения ими игр у младших.
Новые формы взаимодействия с подростками отвечают требованиям современного общества, позволяют уйти от формальных лекций и бесед правовой направленности.
— А главное, — отмечает Вячеслав Скворцов, — при этом сами родители и их дети понимают, что без внимания они не остаются. И такая вера, может быть, и есть лучший способ формировать смысл жизни и общую цель жизни.
Более подробно ознакомиться с игрой "Я – человек!" и заказать ее можно ЗДЕСЬ.