Хочу помочь
+7 (351) 261-03-11
+7 (351) 260-74-10
454048, г. Челябинск, ул. Худякова, 20

80-летие Златоустовской школы № 8

Хорошие учителя создают хороших учеников

 

Вячеслав Скворцов, выпускник 1961 года Златоустовской школы № 8.

 

Вячеслав Николаевич Скворцов родился в 1947 году в городе Златоусте, в многодетной семье рабочего. Отец, мать и все родственники работали на Златоустовском металлургическом заводе. Женат, сын, внук.

В 1972 году окончил Челябинский политехнический институт /ныне — Южно-уральский государственный университет.

С 1965 по 1969 год работал на Златоустовском машиностроительном заводе наладчиком, старшим инженером технологом.

С 1969 по 1975 год - на преподавательской работе, заместитель директора Златоустовского металлургического техникума. С 1975 по 1986 год - заместитель председателя Ленинского райисполкома г. Златоуста. С 1986 года - начальник производства, главный инженер, генеральный директор Златоустовского завода металлоконструкций.

По инициативе Скворцова В.Н. в 1993 году был создан Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области, объединивший свыше 100 крупнейших промышленных предприятий Южного Урала. С 1993 - вице- президент Союза промышленников и предпринимателей.

Совершенствовал профессиональные знания в высших учебных заведениях России и США. Закончил Академию экономических наук и предпринимательской деятельности России. В 1994 году удостоен ученого звания: Доктор коммерции. Член-корреспондент Академии Гуманитарных Наук.

В 1994 году избран первым председателем Челябинской областной Думы, с 1995 года - член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В 1994 -1995 годы по результатам изучения рейтинга известных людей области объявлен "Человеком года". В Правительстве России возглавлял в качестве заместителя Председателя Совет по промышленной политике Российской Федерации.

С 1996 по 1998 год - генеральный директор Златоустовского металлургического завода.

С 2006 по 2016 год - первый председатель Общественной палаты Челябинской области.

С 2006 года Советник Губернатора Челябинской области.

 С 1999 года по настоящее время - заместитель председателя Российского детского фонда, Почётный член Союза промышленников и предпринимателей области. Председатель ЧОО РДФ. Продолжает заниматься большой общественной и государственной деятельностью, принимая активное участие в политической и экономической жизни.

Является автором ряда книг и многочисленных публикаций, редактором телесюжетов «Спешите делать добро». За свою деятельность награждён многочисленными государственными и общественными наградами.

 

Представьте себе: перед Вами семилетний мальчик, неуклюжий, робкий, стесняется говорить, слова выговаривает с заиканием, тяжело дышит, страдает бронхитом.

Таким я предстал в 1954 году перед учителем начальных классов Златоустовской средней школы № 8.

kora1u3z3j8.jpg

С первых дней одноклассники быстро заметили меня и наделили всевозможными прозвищами, основной из которых была кличка «Заика», не говоря о других.

Так начинались для меня школьные годы. Я становился ещё более робким, неговорящим, прячущимся от взглядов и усмешек одноклассников. Не знаю, что со мной было бы дальше, но мудрость и опыт моей первой учительницы, Агриппины Павловны Ермаковой, сделали свое доброе дело. Её внеурочные занятия дали результат в первые полгода моей учебы: она занималась со мной после уроков, давала задания произносить слова, предложения, читать простые стихи, учить их наизусть, что я и делал усердно.

 

Дом, где я жил на ул. Горнозаводской, стоял на горе, я поднимался на вершину горы и на ветру, порой на морозе и в одиночестве, громко на память читал стихи, произносил слова и предложения, учился выражать мысли. Учился глубоко и правильно дышать, выполнял физические упражнения. Так шли первые годы моей учебы. К 4-ому классу я уже произносил отдельные слова без заикания и целые предложения с небольшим заиканием. Постепенно начал принимать участие в школьной самодеятельности. Играл на сцене муравья по басне Крылова «Стрекоза и муравей».

 

Воспитание трудолюбия и воли к жизни было семейным качеством. Мои предки имели крепкие хозяйства в селе с коровами, лошадьми, постройками. Моего деда, по линии матери, в 1937 году сослали вместе с детьми в сибирскую глушь, оставив в поле зимой посреди снега на голодную смерть. Дед нашел выход: укутал в своем тулупе детей, сам построил шалаш, нашел селение, где помогли ему выжить до весны.

Дед начал обустраиваться, вырастил свой урожай, но следующей зимой его с детьми вновь ссылают на Дальний Восток, в глушь, рядом с рекой Зеей, 300 км севернее г. Благовещенска. Вместе со старшими сыновьями успел построить жилище, выдолбить топором из большого дерева лодку. Чтобы прокормить детей, ловили рыбу. От такой жизни заболел и, умирая, наказал детям: «Выжить, никому не мстить и доказать, что род Скворцовых сильный». Он ушел из жизни, оставив в памяти трудолюбие, волю, доброту и заботу о близких людях.

Родиной моих предков была Самарская область (село Б. Глушица), которую они навсегда насильственно покинули, будучи сосланными.

 

Отец мой, Николай Кузьмич Скворцов, и моя мать Скворцова Мария Григорьевна (фото ниже сделано на ул.керамическая 1 в огороде дома, где родился Скворцов В.Н.), в предвоенные годы сумели добраться с детьми до Урала, до г. Златоуста и там начать с землянки свою «новую» жизнь.

skvorcovy-nik-kuzmich-i-mariya-grig.jpg

Я родился и вырос в родном для меня любимом Златоусте.

Детство - та значимая и великая пора жизни, когда восприятие окружающего мира лежит в основе будущих личностных качеств взрослого человека. С первых дней моего рождения в нашей семье прислушивались к скрипу тележных колес - от боязни быть вновь арестованными и сосланными в никуда... Нужда, скудная пища были воспоминаниями моего раннего детства. Я с детства запомнил самые страшные звуки на земле - звуки молотка, забивающего гвозди в крышку гроба моих старших братьев и родственников, умерших от последствий нечеловеческих репрессий 1930 и 40- х годов.

 

Начало моей жизни, годы молодости прошли в городе Златоусте на улицах Керамической и Горнозаводской, примыкающих вплотную к трем заводам: абразивному, металлургическому, металлоконструкций. Из окон отчего дома открывалась панорама металлургического района. На фоне хребтов Урала, горы Таганай лентой вилась река Ай, по берегам которой с одной стороны - полотно транссибирской железной дороги, с другой - производственные корпуса заводов, идущих один за другим. Внизу, у речки Громатуха располагалось в то время в моем представлении, роскошное здание школы № 8.

 

Хочу несколько слов сказать об образе жизни людей, работающих в школе и на названных заводах, так как именно эти люди, характер их взаимоотношений, повлияли на всю мою последующую жизнь, способствовали выработке тех качеств, которые помогали и помогают мне остаться личностью в любых жизненных ситуациях, независимо от должности.

Рабочие семьи были в основном многодетными, а отношения между людьми отличались коллективизмом, искренностью. У взрослых практически всё основное время уходило на работу на заводе, а затем - огород, дрова, уголь, покос, уборка снега и т.д. Бесконечные хлопоты по дому способствовали раннему приобщению детей к труду.

 

Сколько семейных судеб связано с родной школой и родными заводами. Это семьи Чулковых, Моисеевых, Коломиец, Славягиных, Клюевых, Зыковых, Волковых, Пфафенротов и др. В семье Адама Петровича Пфафенрота было десять детей: пять сестер, пять братьев и, как в сказке, один другого лучше. Вместе с отцом дети учились в школе № 8, потом работали на заводе металлоконструкций. Мне посчастливилось быть другом этой замечательной семьи, о которой хочется сказать словами философа Себастьяна Бранта: «Когда родители умны и добродетельно скромны, то благонравны и сыны". Такие люди - соль земли, душа общественных отношений, их характеризует простота нравов, природная доброта и гуманность, так как "между добрыми людьми - все добрые».

 

Молодежь свободное время проводила в одноэтажном деревянном заводском клубе. К этому клубу юноши и девушки шли по узкому железному мосту, перекинутому через реку Ай. Молодым людям тех лет не навязывали стереотипы такого плана, как: "Семьи нет - есть только сексуальное партнерство, любви нет - есть только кайф и секс, родных и близких нет - есть только коммерческие отношения, долга нет - есть только личный интерес, Родины нет - есть только страна обитания". С экранов на зрителей не обрушивались убийства, изнасилования, катастрофы, скандалы и т.д. Не было всего того, при помощи чего можно удовлетворить низменные потребности, а именно: наркотиков, травки и т.д. В речи тех лет не употреблялись такие слова как либерализация общественных отношений, смещение акцентов с созидательного труда на получение удовольствия любым путем.

В обществе процветали совершенно другие приоритеты: люди воспринимали и чувствовали радости жизни, не знали безработицы, не было горестной тревоги за завтрашний день своих детей, за их образование, лечение. Люди искренне веселились, знали себе цену, дружили, приходили на помощь друг другу.

 

У школ, заводов, как и у людей, свои истории и судьбы. Я всегда с благодарностью вспоминаю имена лучших учителей, посвятивших свою жизнь детям, родной школе.

Время было интересное, крепко дружили, учились, помогали друг другу, по обстановке чудили, шутили на уроках, редко оскорбляли. Грубость и дразнилки быстро пресекались. Всегда приятно вспомнить 1960-е годы!

Каждый учитель внес свою лепту в формирование нашего самосознания, нашей индивидуальности, личности.

 

Школа - это всегда незабываемо! И пусть быстро летит время, а мы всё помним из своей школьной жизни. Мы являемся детьми советского времени, помним, как нас принимали в октябрята, в пионеры, проводили пионерские костры, 19 мая всей дружиной ходили в лес отмечать День пионерии, как вступали в комсомол, учили Устав.

Тогда было время, когда все первоклассники без исключения хотели стать октябрятами. Придя 1 сентября 1954 года в школу № 8, сорок один ученик 1б класса начали прилежно учиться и хотели стать достойными звания октябренка. Правила были таковы: октябрята - будущие пионеры; октябрята - правдивые и смелые, ловкие и смелые; октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших; октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут; только тех, кто любит труд, октябрятами зовут. Став октябрятами, ученики нашего класса в основном безупречно выполняли правила октябрят.

 

Успешно проучившись до третьего класса, мы были приняты в пионеры. Наш пионерский отряд придерживался правил поведения пионеров: пионер - это значит быть первым в ученье, в труде; пионер - это значит быть верным, честным в дружбе всегда и везде; пионер - это значит быть вместе с пионерией всею в строю и делами и звонкою песней гордо славить Отчизну свою!

Наш класс гордился хорошей учебой и спортивными достижениями.

Мы переписывались со сверстниками из других социалистических стран - Чехословакии, Болгарии и т.д., а также других республик Советского Союза. Наш класс активно участвовал во всех мероприятиях, проводимых в пионерской дружине, и был одним из передовых отрядов в учебе и общественных делах, в спортивных состязаниях, конкурсах художественной самодеятельности. Так, участвуя в акции «Пионеры родной школе», отряд убирал территорию школы, собирал металлолом и макулатуру. Пионеры отряда оказывали тимуровскую помощь ветеранам войны и труда.

 

Самыми активными в классных и школьных мероприятиях были Юрий Зыков, Николай Клюев, Сергей Рогожников, Светлана Климова, Любовь Болховских и другие.

Юрий Зыков всегда отличался незаурядными способностями. Был генератором идей в классе, душой класса, сочинял стихи, выпускал классные и школьные газеты, пел, играл на гитаре. Многие помнят Юрия Зыкова не только как заместителя главного редактора газеты «Златоустовский рабочий», но и как богатую личность, автора многих лучших стихов  и песен о Златоусте, Таганае, родной школе № 8, друзьях, походах. Юрий был ярким лицом нашего времени. К сожалению, трудно представить, что сейчас его нет среди нас. Но мы навсегда будем помнить его песни и интересное общение с ним.

Все одноклассники были интересными детьми. Николай Клюев - хороший баянист, много
лет развлекал горожан своими концертными номерами во дворцах и клубах. К сожалению, Николай недавно ушел из жизни.

Сергей Сорокин отличался рассудительностью, твердостью характера. В дальнейшем, Сергей стал хорошим руководителем, заместителем директора машиностроительного завода им. В.И.Ленина в городе Златоусте.

До сих пор в моей памяти живут добрые воспоминания об одноклассниках: Викторе Пономареве, Людмиле Зубаревой, Вячеславе Жучкове, Галине Мельниковой, Евгении Толмачеве...

Смотрю на фото, вспоминаю многих одноклассников, к сожалению, некоторых уже нет на этом свете, некоторых не видел с окончания школы. Хороший у нас класс был, дружный.

Вступив в ряды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, стали активистами школьной комсомольской организации. Мы твердо знали:

В ногу со страной шагая, Школу славную прошел Боевой, краснознаменный Вечно юный комсомол.

Он везде пронес как знамя - На работе и в бою - Молодежную отвагу,

Песню звонкую свою.

 

Выпускали стенные газеты, передавали новости по школьному радио, организовывали спортивные состязания между комсомольскими группами и трудовые десанты, вручали комсомольские путевки вожатым пионерских отрядов. На общешкольных комсомольских собраниях и заседании комитета комсомола обсуждали школьные дела, объявляли благодарности отличившимся и выговоры нарушителям дисциплины. Комсомольцы школы организовывали диспуты, тематические вечера, вечера отдыха и другие мероприятия. Жизнь была очень интересной, насыщенной и увлекательной.

 

Сегодня школа с честью гордится своими учениками. Многие посвятили себя благородной профессии учителя, врача, стали государственными и общественными деятелями, инженерами, сотрудниками правоохранительных органов, индивидуальными предпринимателями, работниками других необходимых обществу профессий.

За добросовестный и плодотворный труд многие имеют государственные награды и звания.

Всегда любопытно увидеть родные места такими, какими они были в далеком детстве: каждый такой взгляд дарит человеку множество открытий. Стремление к познанию окружающего мира заложено в каждом ребенке, а мудрый учитель знает, как развить и усилить этот интерес, направить его в нужное русло. Именно такие учителя работали в восьмой школе.

 

Первая учительница... Кажется, никакими словами нельзя выразить то, что связано с этим столь дорогим и близким сердцу человеком. Ее, как мать, никогда не забудешь, перед ней мы в вечном неоплатном долгу. Прошло полвека, но всегда помню свою первую учительницу - Агриппину Павловну Ермакову.

4б класс

4б класс 1958 год. Учитель Ермакова А.П.,Зыков юрий 1-й слева последний ряд, Скворцов Вячеслав 2-й справа последний ряд.

 

В ней сочетались требовательность, строгость, порой суровость, и в то же время материнская ласка, забота. Агриппина Павловна была наделена тем драгоценным даром, который привлекает к себе людей, оставляет на долгие годы добрую память. Сказать, что она нас научила писать и читать, это значит, ничего не сказать. Мы были с ней, чтобы смеяться и плакать, думать и мечтать. Она заложила в нас человеческие ценности: любовь к людям и окружающему миру.

За один миг прошли дни, недели, месяцы, годы и мы, в прошлом ученики, руководим заводами, большими коллективами, строим дома, возвращаем здоровье больным, воспитываем своих учеников, но всегда помним наших первых учителей, рассчитываем на помощь Учителя, его мудрый совет.

Пролетели незаметно более полвека окончания родной школы, появились у нас седины в волосах, но мы душою такие же юные, как и 55 лет назад.

За годы учебы в школе мы подружились, стали близкими людьми, стараемся поддерживать друг друга в разных жизненных ситуациях.

Эти качества привиты нам дорогими нашему сердцу учителями. В этот юбилейный год школы хочется поименно вспомнить наших старших наставников - дорогих учителей.

 

Нашим первым классным руководителем была учитель математики Александра Михайловна Машкова, яркая, красивая, стройная, очень энергичная, строгая, требовательная, но заботливая и в душе добрая, как мать. На её уроках мы часто смеялись всем классом, конечно не понимая, что смеёмся над собой, и через несколько секунд она умело останавливала наш смех одним особым взглядом, и мы снова дружно решали задачи. Терпение, мудрость классного руководителя, его умение находить верное действие в любых ситуациях помогли нам стать сплоченными и по-настоящему дружить. Благодаря А.М.Машковой и другим учителям, наш класс стал единым коллективом.

школьное

7б класс 1961 года выпуска

В центре А.М.Машкова и Б.Н. Хужин

Нижний ряд 2-й слева Скворцов Вячеслав

Верхний ряд: Зыков Юрий и Клюев Николай 2-й и 3-й слева

Первым пионервожатым была учитель Зинаида Никитична Чечеткина, обаятельная, всегда опрятная и красивая со звонким приятным голосом. Она зажгла в нас общественные ценности: уметь жить дружно вместе, помогать друг другу, радоваться успехам других, разделять неприятности на всех. Зинаида Никитична нередко произносила слова: «Самый счастливый человек тот, кто помогает строить счастье наибольшему числу людей. Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими. А основное счастье в душевном богатстве...».

 

Школа... Как тепло становится от этого слова, оно звучит как «мама», «семья», «Родина».После хлеба самое важное – школа.

Нам очень повезло, что мы росли в такое время, когда ценилась дружба, честность, справедливость, когда была огромная вера в добро, когда учителя для нас были большим авторитетом. Мы хотели быть похожими на них. И наше счастье в том, что нам повезло с учителями. Они запомнились и своим особыми качествами настоящих Учителей.

 

С благодарностью навсегда остаются в памяти учителя: литературы, русского языка - Тарелкина Нина Павловна, физкультуры - Борис Хужин, географии - Иван Захарович Хабаров, истории - Лидия Федосеевна Кумина, биологии - Вера Николаевна Корж.

Они научили нас любить и понимать лес. К ним приходили за советом, за добрым словом. Знали названия не только деревьев, но и трав, цветов, их полезные свойства. Нас учили сажать деревья, мы неоднократно принимали участие в посадке леса. На моей памяти посаженный учениками школы № 8 лес на горе за Октябрьским поселком, у реки Салтанка. Сегодня этому лесу 55 лет, мощные хвойные деревья защищают город. Ощущение причастности к сотворению прекрасного меня вдохновляет. На моем счету сегодня, лично мной посаженных деревьев более пятисот, по десять деревьев в год. Без леса я не представляю жизни. Всё свободное время я провожу в нашем уральском лесу.

 

Учителями от Бога были и учителя немецкого языка Гертруда Рудольфовна Эрбе, английского - Лия Исаковна Телешова. Они проводили школьные, классные вечера, учили красивому общению, учили дружить, показывали примеры беззаветной любви к детям. Нас научили ценить дружбу, уважать старших, любить родину. Сегодня все как один выпускники тех лет с особой теплотой вспоминают этих замечательных педагогов.

Нам хотелось быстрее стать взрослыми, но, уже поступив в вузы и на работу, мы поняли, что именно школьные годы были самыми счастливыми и насыщенными интересными событиями. В наше время не было компьютеров, игровых автоматов - у нас была Школа, которая заменяла нам все, мы в ней жили в общей радости. После школы и внешкольных занятий мы провожали своих учителей до дома. С ними мы справляли наши дни рождения. Постоянно ходили в походы, проводили вечера, тогда мы не понимали, что у наших учителей есть свои родные дети.

Атмосфера интеллектуального развития, царившая в то время в школе, безусловно, была результатом труда наших учителей. У нас были сильные, требовательные и талантливые учителя. И сегодня мы хотим признаться в любви нашей Школе, нашим Учителям.

Низкий поклон тебе, школа! Большое спасибо вам, дорогие наши дорогие Учителя!

 

В те годы учителем истории была Лидия Федосеевна Кумина, которая нам рассказывала интересные истории, легенды, повести из книг, мы ее слушали с таким интересом, что нам не хватало урока, и мы просили ее на следующем уроке продолжить рассказ.

Где бы мы не встречались, с большой любовью вспоминаем директора школы Николая Алексеевича Харькова, Учителя с большой буквы, который находил общий язык с каждым учеником, был очень строг, и одновременно, особо справедлив и добр. Его имя было тормозом для наших дурных поступков. На переменах мы шумели, бегали по коридору, но если в это время проходил Николай Алексеевич, дети останавливались. Его уважали, прислушивались к каждому его слову.

 

Добрую память о себе оставил директор школы Иван Захарович Хабаров, интеллигентный, мудрый, всегда выдержанный, каждое слово которого западало в память. Помню, на уроках он нам всегда что-нибудь да говорил о наших поступках, например: «Я слишком стар, чтобы стареть, стареют молодые. Можно состариться за один год. Надо меньше сердиться, сердитый человек рано стареет. Кто сможет наполнить каждое мгновение жизни интересным содержанием, творчеством, любовью к людям, тот бесконечно продлевает свою жизнь. Жизнь добрых людей всегда молода. Жизнь дана на добрые дела. Чтобы жить долго и красиво, надо думать об этом смолоду...».

Замечательные напутствия Ивана Захаровича запомнил на всю оставшуюся жизнь: «Никогда не завидуй, умей прощать и не вспоминать промахи друзей, не стремись к материальному богатству и власти. Стремление к власти приобретает формы неизлечимой болезни».

 

Выпускники школы № 8 могут гордиться своими достойными великолепными учителями, я искренне выражаю признательность:

  • Акулинкиной Татьяне Николаевне
  • Бурдиной Маргарите Михайловне
  • Бровнику Ивану Григорьевичу
  • Волик Анастасии Степановне
  • Машьяновой Марии Григорьевне
  • Мишину Борису Николаевичу
  • Матвееевой Алевтине Леонидовне
  • Осиповой Нине Михайловне
  • Поляничевой Галине Александровне
  • Пономаревой Виктории Александровне
  • Титовой Тамаре Васильевне
  • Тиуновой Людмиле Ивановне
  • Хабаровой Елене Осиповне
  • Чижову Владимиру Павловичу

Эти учителя учат верить людям, воспитывают человеческое достоинство, а если ты научился любить жизнь, нашел свое место в ней, то школа по- настоящему сделала тебя богатым.

 

Я с удовольствием посещаю школы Челябинской области, бываю в родной 8-й школе. Мне приятно видеть замечательный коллектив учителей, основу которого заложили бывшие директора, и, продолжившие развивать лучшие традиции школы директора школы № 8: Надежда Игнатьевна Зотова, Людмила Теодоровна Герок, Наталья Львовна Брауде. В очень сложное время стали они директорами. Н.Л.Брауде достойно несет директорский пост и поэтому ей помогают учителя, родительский актив.

Ценой больших усилий руководителям школ удается проводить ремонтные работы, отбиваться от проверяющих, платить штрафы за тот или другой невыполненный пункт санитарного, пожарного или другого «накрученного» правила.

Только добросовестная работа руководителей школы спасает школу от придуманной наверху многочисленными чиновниками «оптимизации», «модернизации», «реструктуризации». Прав был Бисмарк, утверждавший, что тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы. По существующим нормативам содержание одного ребёнка в большинстве регионов стоит не более 23 тысяч в год, (к счастью, у нас в Челябинской области - 48 тысяч рублей, и, у нас в области к образованию относятся с уважением). Но содержание в тюрьме, где подростков нужно не только кормить, но и охранять, обходится в несколько раз больше. Такой близорукий подход создаёт угрозу национальной безопасности в стране.... К сожалению, некоторые школы понемногу уходят в историю. Остаются от них воспоминания и фотографии.

 

В Златоусте и Челябинской области всегда было хорошее руководство системой образования. Мне пришлось много и эффективно работать в Златоусте с Дружининым Анатолием Федоровичем, Киряковой Надеждой Леонидовной, Барановой Ниной Федоровной,

на областном уровне – с Губернатором Челябинской области Суминым Петром Ивановичем, председателями Законодательного Собрания области – Давыдовым Виктором Фёдоровичем, Мякушем Владимиром Викторовичем, с руководителями системы образования Челябинской области: Репиным Сергеем Арсеньевичем, Клюевым Фёдором Николаевичем, Садыриным Владимиром Витальевичем, Калугиной Татьяной Григорьевной. Сейчас интересно работать с Кузнецовым Александром Игоревичем, Коузовой Еленой Александровной и другими замечательными педагогами - руководителями государственного уровня. Вопросы образования для меня всегда были приоритетными.

 

Вся моя жизнь, работа, семья - следствие воспитания учителей, моих родителей.

Советы и уроки учителей определили мой жизненный путь в служении государству и людям. Отрабатываю перед богом многие дары жизни. Я остался жить после заказных убийств, дорожных катастроф и других обстоятельств. Частично я рассказал об этом в своих книгах «Право на историю» и «Среди мечей законы безмолвствуют».

В молодости мотогонщик, кандидат в мастера спорта, осилил самый тяжелый маршрут по СССР на мотоциклах по бездорожью Сибири, пустынях Средней Азии и степях Казахстана. Занимался гимнастикой и до сих пор слежу за собой. Проблемы свободного времени не было: учеба, работа по дому, покос, огород, заготовка дров, тренировки, сборы, соревнования. Я видел и воспринимаю мир так, как научили меня мои учителя, и все мои достижения я отношу к заслугам учителей. Я счастлив. У меня прекрасная жена, сын, внук, бесконечная многоплановая интересная общественная работа.

 

До сих пор активный отдых: ежегодно сплавы по рекам, хожу в походы в горы, по непроходимым местам, выбираю сложные маршруты, порой с ночевкой в палатке на 35 градусном морозе на ветру.

Я стараюсь воспринимать мир глазами молодых людей. Мой сын Николай научил меня работать на компьютере, и я давно пользуюсь ноутбуками, навигаторами, ipad-ами и другой современной техникой.

У нас замечательная молодежь, порой дерзкая. Например, молодой человек из солидной молодежной организации присылает мне по электронной почте жесткое текстовое письмо на одном листе емкостью 5 МБ, с двумя десятками ошибок и безобразно расположенным текстом. Спокойно разговариваю с ним. Спрашиваю, где учился, какие успехи были по языку и информатике. Он говорит, что он не придавал значения этим предметам в школе. Пришлось ненавязчиво дать ему рекомендации по составлению деловых писем, нормам написания и обратить внимание на орфографию. Сейчас получаю от него грамотные письма с емкостью на одном листе 15-20 КБ. Научил его хранить информацию в системном виде в папках и файлах. В конечном итоге, молодой человек существенно улучшил изложение своих мыслей.

Мне знаком нелегкий учительский труд. Работал преподавателем в металлургическом техникуме, был заместителем директора техникума, уходил на работу рано, вставал в 5 часов, готовился к урокам и одновременно учился. В дальнейшем курировал вопросы образования на муниципальных и государственных постах. Знал жизнь школы изнутри. До сих пор составляю план своей деятельности. Убежден, как только перестану работать над собой, жизнь остановится, начнется старость. Уважающие себя люди работают до глубокой старости, воспитывая внуков, помогая слабым.

 

Почти два десятилетия возглавляю Челябинское областное отделение Российского детского фонда. Тысячи детей получили помощь от благотворителей благодаря слаженной, четкой, эффективной деятельности коллектива фонда. За развитие благотворительного движения в России удостоен государственной награды медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».

Самая прекрасная пора нашего детства, юношества прошла с максимальной пользой, мы вышли в люди, работаем, растут дети, внуки. Мы гордимся, что являемся выпускниками Златоустовской средней школы № 8.

Через 50 лет после окончания школы мы вспоминаем о каждом учителе с искренней любовью, добротой и хотим попросить у вас, дорогие нам учителя, прощения за наши шалости, непослушания и раньше времени появившиеся седины.

 

От всей души всех учителей, выпускников, школьников поздравляю с 80 -летним юбилеем нашей Златоустовской школы № 8, желаю Вам и дальше высоко нести факел самоотверженной любви к своей малой Родине во имя её процветания, во имя её благополучия!

Счастья Вам, здоровья и больших новых успехов на этом благородном пути!

 

Вячеслав Скворцов,

выпускник 1961 года Златоустовской школы № 8